Могущество человека
(на основе анализа текстов фэнтези Макса Фрая)
Текст (полный) — скачать
Текст (сокращенный):
Могущество человека
(на основе анализа текстов фэнтези Макса Фрая)
Образование человека как накопление новых возможностей происходит постоянно. Некоторые векторы такого образования закладывает фантастическая литература.
Если художественное произведение в основном оптимистично, «удовлетворяет потребность в самоопределении и самоутверждении» [1], то оно в большинстве случаев полезно и отвечает запросам общества на поиск перспектив и цели развития.
Предлагаем небольшой анализ серии произведений, относящихся к жанру фэнтези, автора Светланы Мартынчик, вышедших под литературным псевдонимом Макс Фрай. Это книги серий «Лабиринты Ехо», «Хроники Ехо» и «Сновидения Ехо».
Сам автор, по всей видимости, в своей работе руководствуется принципом, сформулированным им так: «…совершенно не имеет значения пресловутое «что хотел сказать автор?» Насколько внятно у него получилось высказаться – это значение имеет, конечно. Но, честно говоря, невеликое. По большому счету важно только одно: изменил ли автор мир. И если да, то в какую сторону. Это единственный из «вопросов литературы», который занимает меня. (Тут следует заметить, что некоторые небольшие перемены происходят всегда, или почти, и фишка, в общем, не столько в масштабах, сколько в векторе)» [2: 138].
Главный герой упомянутых произведений Макс, переходя из книги в книгу, живет в разных мирах. В одном из таких миров герой именуется сэром Максом и живет в городе Ехо, где «…местное население повально увлечено так называемой Очевидной, или «бытовой», магией. <…> Гражданам дозволяется использовать … магию … только в собственном доме и только в медицине и кулинарии. <…> Помимо Очевидной магии, есть еще и Невидимая, или Истинная. … Истинная магия не только не может разрушить Мир, но даже является непременным условием его существования. Но об этой тайной науке знают очень немногие – собственно, только те, кто ею занимается. А таких, кажется, не слишком много… Замечу, что этот талант совершенно не зависит от того, где вам посчастливилось родиться. <…> Истинная магия есть во всех Мирах. Хорошая, в сущности, новость». [3: 5-8].
Особенно удачным решением автора является описание вполне реалистичного, хотя и не беспроблемного освоения главным героем, нашим современником и соотечественником, множества премудростей нового для него мира, которые были связаны не с техническим развитием, а со способностями людей. Многие из описанных способностей являются реализованной мечтой нашего современного человечества.
Попав в новые условия, главный герой фэнтези Макса Фрая восхищается многими совершенствами, с трудом примеряя их на себя. Но всё окружение единодушно уверяет его в уникальном личном могуществе, которое позволит ему с легкостью справиться с обучением. Что в итоге и происходит.
В этом тоже можно увидеть некий рецепт. Безусловная вера в могущество человека создает условия для преодоления им установленных природой рамок, ограничений привычного существования, для перехода на новый эволюционный уровень.
Первая мечта нашего человечества, реализованная автором произведений о сэре Максе, связана с удобством общения людей между собой и называется Безмолвной речью.
Читаем в романе «Чуб земли»: «Одна только Безмолвная речь чего стоила. Мне она казалась чем-то вроде умения очень громко думать. Так громко, чтобы тот, к кому я обращаюсь, услышал меня на любом расстоянии. Это называется “прислать зов”… Кстати, именно с Безмолвной речью я больше всего и намучился». [4: 27-28].
В описываемом автором Соединенном Королевстве каждый житель владеет Безмолвной речью с детства. Нашему же соотечественнику пришлось, овладевая ей, учиться особой сосредоточенности и связности мыслей, умения концентрироваться на собеседнике.
Наша мечта о подобных способностях при прочтении книг Макса Фрая кажется легко реализуемой. Логично и вполне вероятно, что человек достигнет в своем совершенствовании такого умения. Здесь вспоминается высказывание К.Э. Циолковского: «…телепатическая функция перейдет со временем в „самое существо мира“… это, очевидно, неизбежно» [5: 270].
Второе. С необходимостью ментальной отстроенности связано еще одно чудо (в нашем понимании) описываемого Мира – самопишущие таблички. Местные жители почти никогда не пишут ручкой на бумаге. Для этого имеются специальные таблички, пригодные как для написания энциклопедии, так и для офисного отчета. Текст складывается при соответствующей мысленной концентрации автора. В этом деле как нигде важна способность справляться с сумбуром в своей голове, чего нашему современнику бывает сложно добиться.
Здесь мы опять видим ценность ментальной разработанности: умения концентрироваться на описываемом предмете, последовательности изложения, связности мыслей.
В описываемом мире строго соблюдается разделение на общедоступные знания, умения и способности, и исключительные, дозволенные лишь некоторым. Равновесие в этом процессе кажется очень важным. Ограничения на применение магии отменены полностью лишь для редких обладателей дара Истинной магии, не способных нарушить справедливость и равновесность мира. Примечательно, что в королевской семье наследники рождаются исключительно носителями такого дара. Стóит отметить это как третий пункт среди желательных перспективных совершенств человеческого общества, описанных в произведениях Макса Фрая.
Возвращаясь из миров фэнтези к нашей действительности, думается, что социальное устройство и эффективность управления можно преобразить самым замечательным образом, если бы появилась возможность определить и принять некоторые качества и свойства, которыми непременно должны обладать руководители разных рангов. Иерархии управленцев в этом случае будет соответствовать иерархия качеств и свойств. Вспомним опять К.Э. Циолковского: «Кроме того, непременными качествами высших существ являются: способность к творческой деятельности, к ремеслам, искусствам, науке; хорошее здоровье, благообразное тело, острота чувств, способность к размножению при отсутствии страстей; длительная продолжительность жизни. Все это олицетворяет добрую силу на Земле и в иных мирах, иными существами». [5: 251].
Самое сложное во введении предлагаемых правил социального устройства в современном обществе то, что необходимые совершенства внутреннего мира человека должны быть достаточно очевидны.
Четвертое. У представителей описываемого мира почти бесконечная по продолжительности жизнь, в сравнении с известной нам. Наиболее могущественные люди здесь живут и шестьсот, и тысячу лет, а средняя продолжительность жизни составляет примерно триста.
Можно заметить, что естественным следствием такой длинной жизни является очень постепенное, по сравнению с нашим, взросление жителей. Видимо, по причине неспешности течения жизни и позднего взросления местные жители имеют не больше одного-двух детей, поэтому проблемы перенаселения не наблюдается.
В нашем обществе задача увеличения продолжительности жизни является одной из самых актуальных. Современные биологи уже предполагают, что физическое тело человека вполне способно жить и до трехсот лет. Рецепт же значительно большей продолжительности жизни можно позаимствовать у Макса Фрая. В городе Ехо возраст в тысячу лет не является пределом для наиболее могущественных Магистров.
Автор книг о сэре Максе не склонен идеализировать описываемый мир. Такое разностороннее и разнонаправленное могущество при весьма постепенном внутреннем росте большинства населения в итоге привело Соединенное Королевство к гражданской войне. Однако законы мироздания незыблемы и здесь. При равном могуществе, если можно было бы его измерить, преимущество имеют адепты Истинной магии, то есть и здесь, как мы видим, автору чрезвычайно важно подчеркнуть первостепенность вектора внутреннего совершенства.
Пятое. Одной из насущных потребностей современного человека в нашем мире является способность перемещения в пространстве. Эта возможность реализуется в романах о сэре Максе, но пользоваться ей может далеко не каждый. Перемещение предусмотрено по так называемой Темной стороне, которая фактически является параллельным миром, дополнительной мерностью или даже неким синтезом дополнительных мерностей, являющих различные аспекты реального мира. Например, описано использование Темной стороны для определения причин тех или иных состояний или событий в городе.
Здесь вспоминается описанный Е.П. Блаватской в «Тайной доктрине» пятый план нашей планеты, называемый Высший Манас. Он находился в Тонком мире выше астрального плана и назывался также каузальным, то есть причинным. Этот план имел большее количество мерностей, чем физический, и считался доступным лишь немногим представителям человечества, которые имели возможность взаимодействовать с причинами событий [6].
Возвращаясь к описанию Темной стороны Ехо, добавим, что могущественные люди знают, что там они могут получить ответ на любой вопрос. Достаточно только его задать, и ответ сам придет в голову.
В этом случае уже напрашиваются аналогии с описанием ноосферы, имеющей характеристики накопителя всех знаний человечества. Причем, и В.И. Вернадский, и другие исследователи этого феномена, отмечали, что применение ноосферы возможно только при определенных условиях, при определенном совершенстве человека.
Ноосфера характеризуется упорядоченностью, она не представляет собой хаотичный набор фактов, мыслей и иной информации. Очевидно, что человечеству это доступно, оно стремится к такому уровню ментального развития, который позволит человеку взаимодействовать с ноосферой, получая конкретные безоценочные данные в ответ на конкретный и корректный запрос.
Шестое. Мир сновидений. Отвлекаясь от образов мира фэнтези, вспомним, что человек проводит во сне до трети своей жизни. Особое место проблеме сна отводил в своих работах Павел Флоренский: «… сновидения и суть те образы, которые отделяют мир видимый от мира невидимого, отделяют и вместе с тем соединяют эти миры. Этим пограничным местом сновидческих образов устанавливается отношение их как к миру этому, так и к миру тому. <…> Оно [сновидение] насыщено смыслом иного мира, оно — почти чистый смысл иного мира, незримый, невещественный, непреходящий, хотя и являемый видимо и как бы вещественно» [7].
Макс Фрай практически во всех своих произведениях внимательнейшим образом относится к снам. В первую очередь, он настаивает на обязательном запоминании снов и регулярно даёт читателям свой личный рецепт: «Знаешь, когда я сам не могу вспомнить сон, я закрываю глаза и стараюсь снова задремать. Не заснуть, а именно задремать, оказаться на границе между сном и явью, это важно <…> … метод помогает только сразу после пробуждения» [9]. И тогда, по видению автора, сновидение уже становится опытом, неотъемлемой частью жизни.
Седьмое. Созидательные и творящие способности человека. Одним из сложно объяснимых словами, но определенно выводящих человека на более высокий уровень созидательных возможностей, является феномен учения дзэн. Одной из его основ является необъяснимость его основополагающих понятий и методик. Целью дзэн-практик, дзэн-развития является просветление, то есть духовное прозрение, проникновение в суть, способность восприятия и открытия вневременной истины.
Отражение дзэн-подхода можно увидеть в книге Макса Фрая «Неуловимый Хабба Хэн». Здесь буквально в нескольких словах выражен один из непростых для понимания принципов практик дзэн, способствующих глубокому принятию законов и правил мироустройства и преодолению их догмата, освобождению от них, что выводит ментальные способности человека на новый уровень свободы для постижения неявленной, неизреченной истины.
Перед главным героем стоит задача найти могущественного Магистра Хаббу Хэна, причем известно, что: «… невозможно встретить Хаббу Хэна, если ты не знаешь о его существовании… <…> Невозможно встретить Хаббу Хэна, если ты знаешь о его существовании, но не желаешь его видеть, поскольку это свидание не нужно никому. И наконец, невозможно встретить Хаббу Хэна, если ты знаешь о его существовании и хочешь его найти, потому что Хабба предпочитает не иметь дел с людьми, которые подчиняются собственным желаниям. <…> надо знать о его существовании, твердо решить, что эта встреча тебе очень нужна, но при этом – не хотеть его встретить» [10: 80-81].
В описываемой истории первым, кто был способен научить сэра Макса такому искусству, стал Старшина местных нищих, который жил в невероятной роскоши, похоже, благодаря именно такого рода философии. Он ежедневно выходил на свою «работу» и зарабатывал, как мало кто в Соединенном Королевстве, совершенно не нуждаясь в деньгах, но твердо зная, что он должен идти и вымогать их у прохожих. Он говорил: «…ничего не хотеть от людей, кроме их денег. Да, и самое главное – денег тоже не хотеть. Просить, вымогать, требовать, всеми силами добиваться, но не хотеть» [10: 135].
Вряд ли Старшина нищих, а также сэр Макс на этом пути получили опыт, называемый у нас просветлением, но ситуацию и события как внешние условия преобразить смогли.
Выводы
Анализ описанных в произведениях Макса Фрая совершенств человека, которые можно признать нашей мечтой, приводит к выводу, что они в основном связаны с ментальным развитием, которое с той или иной скоростью вполне реально наработать.
Наша конференция по названию и по сути отсылает нас к философии русского космизма, то есть к практической философии. Поэтому было бы не логично ограничиться простым перечислением желаемых совершенств человека. Напомним, что существуют известные практики, направленные на ментальное развитие человека нашего мира, например, дхьяна (сосредоточение, размышление) и дхарана (концентрация ума на определенной мысли, полный контроль и подчинение этому процессу всех ощущений, чувств, отсутствие посторонних мыслей).
Однако современные условия ставят нас перед необходимостью всестороннего развития и предусматривают более широкий, чем только ментальный взгляд на совершенство. Ментальность без душевности, сердечности и телесной развитости исключает необходимую гуманистическую направленность эволюции человека.
Поэтому предлагаем использовать доступность информации и актуальный тренд надконфессионального самосовершенствования человека. Сегодня, кроме названных выше, популярна, например, практика Магнита для активации способностей созидания, сотворчества, преображения условий своей жизни вхождением в магнитность основ внутренних условий развития и внешних условий существования [11]. Также интересна практика Миракля, обучающая распределению внимания на одновременные процессы в физической, астральной, ментальной и других сферах жизни человека, что позволяет в многомерности видеть новые ракурсы, причины происходящих событий и варианты разрешения ситуаций [12]. В связи с этим вспоминается описание в книгах Макса Фрая так называемой Темной стороны с возможностью разновариативного использования ее многомерных свойств. Актуально сегодня также изучение законов иерархичности [13] (начиная с известного «что вверху, то и внизу», а также законов подобия, фрактальности и др.), которая помогает не только определить именно свое место в обществе и семье на разных этапах жизни, но и совершенствоваться внутренне, так как изначально предполагается конфедеративное положение всех иерархических частей (или внутренних аспектов проявления) человека [14]. Например, Интеллект не должен главенствовать над Душой, и наоборот; Вера не должна заглушать голос Разума, и наоборот. Тело же на такую иерархическую гармонию обычно отвечает здоровьем.
Ответственность каждого велика: качество существования общества складывается совершенством каждого человека. И в достижении новых возможностей немаловажно реабилитировать и вывести в светское поле понятие Веры, способной перевести человека на новый уровень совершенства.
Утверждая незыблемость закона свободы воли, свободы выбора человека, приведем еще одну выдержку из книги Макса Фрая: «Выбирая, кому и чему верить, человек на самом деле выбирает для себя тот вариант реальности, который ему проще принять. Штука в том, что всякий поверивший (выбравший поверить) злу, тут же становится частью этого зла. И несет персональную ответственность за умножение зла. <…> В художественной литературе душа обычно продается за всякие приятные бонусы. Деньги, власть, младые девы и все в таком роде. <…> Художественная литература врет. Души покупаются много дешевле. За одно только сомнительное удовольствие сохранить привычную картину мира, сколь бы мрачной и унылой она ни была. Вернее, за неосознанное желание, чтобы твоя унылая картина мира стала правдой для всех. Чтобы никто от нее не отвертелся». [2: 58].
Основываясь на этих доводах, предлагаем не бояться верить в могущество человека и одновременно его добрую волю.
Литература:
- Воскресенский А.К. Информация, информационное общество и библиотеки (по работам А.В. Соколова): Часть 1: Аналитический обзор // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература: Сер. 3. Философия: РЖ – М.: ИНИОН РАН, 2013. № 4. – С. 7.
- Фрай М. НяпиZдинг, сэнсэе. – Москва: АСТ, 2015. – 288 с. – (Миры Макса Фрая).
- Фрай М. Чужак. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. – 639 с. – (Серия «Лабиринты Ехо).
- Фрай М. Чуб земли. – М: АСТ, 2015. – 320 с. – (Серия «Лабиринты Ехо).
- Демин В.Н. Циолковский – М.: Молодая гвардия, 2005. – 323[13]: ил. – (Жизнь замечат. Людей: Сер. биогр.; Вып. 920).
- Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Космогенезис. Антропогенезис. – М.: Астрель, 2012. – С. 66, 148.
- Флоренский П. Иконостас // Сочинения: В 4-х т.: Т. 2. – М.: Мысль, 1996. – С. 427.
- Фрай М. Тубурская игра. – Москва: АСТ, 2016. – (Хроники Ехо). – С. 195-196.
- Фрай М. Простые волшебные вещи. – М.: АСТ, 2015. – (Лабиринты Ехо) – С. 43.
- Фрай М. Неуловимый Хабба Хэн. – М.: АСТ, 2015. – (Лабиринты Ехо) – 320 с.
- Практика Магнит [Электронный ресурс] // домчеловека.орг/практики/ практика-магнит.
- Содержание Философских Чтений Синтеза [Электронный ресурс] // домчеловека.орг/философия-синтеза/содержание-первых-8-фчс.
- Иерархичность [Электронный ресурс] // domcheloveka.ru/ ierarhichnost/
- Развитие Частей человека [Электронный ресурс] // домчеловека.орг/ современный-человек/ развитие-частей-человека.
- Ворожбитова А.А. Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система (принципы проектирования и опыт реализации): монография / А.А. Ворожбитова; под науч. ред. Ю.С. Тюнникова. 2-е изд., испр. и доп. М: ФЛИНТА: Наука, 2013. 312 с.самосовершенствование, дхъяна, дхарана, магнит, миракль, сознание, вера.
Новоселова Евгения Владимировна
Московский государственный институт культуры, специалист